Педагог-психолог

1БЕСЧАСТНАЯ.jpg

Бесчастная Ирина Александровна

педагог-психолог

Образование: высшее. Закончила Московский открытый социальный университет университет 2006 году
Квалификация по диплому: Психолог. Преподаватель психологии.
Курсы повышения квалификации по теме "Социально-педагогическая служба в условиях модернизации образования" 2015 г.
Квалификационная категория: высшая
Общий стаж: 9 лет
Педагогический стаж: 9 лет

Работа педагога-психолога с детьми

     Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.

   В зависимости от запросов и установок администрации ДОУ психолог в детском саду может играть разные роли:

- консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;

- наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;

- активного участника учебного процесса, который разрабатывает программы вместе с воспитателями, проводит занятия для детей;

- ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшает работу воспитателей, проводит семинары для педагогического состава и т.д.;

- исследователя, наблюдателя, в целом, за учебным процессом.

   От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции. Они могут быть очень разными в разных детских садах, но, в целом, их можно свести к нескольким пунктам:

- информационная функция - предоставление специализированных сведений;

- диагностическая-определение общих и индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе, мониторинг личностного развития дошкольников и т.д.;

- профилактическая - создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;

- коррекционная - помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;

- пропедевтика - обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, дошкольников.

Основные цели работы:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;

- профилактика дезадаптации новоприбывших детей;

- психологическое сопровождение детей «группы риска»;

- психологическая подготовка детей к школе;

- психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;

- психологическое развитие креативности у детей;

- консультирование родителей и педагогов по вопросам психологии, ее практического использования в организации начально-воспитательного процесса.


Что делает детский психолог?

Психодиагностика детей и педагогов

    Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека.    Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые - детские.    Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру - а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные.      Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.

    Многие дети нуждаются в развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.


Коррекционно-восстановительная работа

   Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии.      Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.

   Каждый психолог знает, что все проблемы детей - это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.

   В теории решения изобретательских задач имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический психолог в детском саду-это:

- «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;

- «скорая помощь»;

- садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;

- мостик между ребенком и другими детьми;

- взрослый, который по-настоящему любит играть;

- создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала ...


Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. 

Для реализации данного закона был разработан ФГОС 
ФГОС – это совокупность трёх систем требований: 
-требований к структуре основной образовательной программы; 
-требований к результату освоения основной образовательной программы; 
-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ. 
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ. 
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования: 
· Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития; 
· Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром; 
· Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности; 
· Возрастная адекватность дошкольного образования 
· Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей. 
В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития. 
В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления: 
- Социально-коммуникативное развитие, 
- познавательное развитие 
- речевое развитие 
- художественно-эстетическое развитие  
- физическое развитие 
В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи: 
- Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения. 
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности. 
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ. 
- Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников. 
- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; 
- помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей. 
Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. 
- Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий. 
- Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. 
- Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.  
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).  
НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть) 
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; 
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;  
- методы и приемы работы с обучающимися,воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; 
- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;  
- современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; 
- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;  
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;  
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;  
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; 
- правила по охране труда и пожарной безопасности. 
Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры. 
Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: 
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; 
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; 
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; 
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; 
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; 
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. 
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; 
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. 
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). 
Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


Как родителям самостоятельно подготовить ребенка к ДОУ.

1. Дети очень чувствительны к настроению мамы, поэтому если она сильно переживает и не верит, что в саду все будет хорошо, ребенок на бессознательном уровне тоже будет рассматривать эту ситуацию как опасную. Необходимо желание отпустить ребенка в детский сад.

2. Важно рассказывать ребенку, что такое детский сад, причем в максимально позитивном ключе. Чем больше он знает о предстоящем событии, тем меньше тревоги оно вызывает. Можно почитать книжки, истории про детский сад, рассказывать о своем опыте, расспросить об этом бабушек, дедушек и т.д.

3. Если ребенок все время до детского сада проводил исключительно с мамой и ни разу не оставался с другими взрослыми, хотя бы на пару часов, ему будет сложнее адаптироваться. Он не знает, что такое остаться с чужими людьми на целый день, и конечно, в такой ситуации с большей вероятностью будет чувствовать себя брошенным.

4. Если ребенок привык спать до 12, то перспектива вставать в 7 и куда-то идти ему не понравится. Важно соблюдать режим, хотя бы перед детским садом приблизиться к требованиям, которые предъявляются в ДОУ. В противном случае неизбежен протест со стороны ребенка по отношению к жестким рамкам.

5. Необходимо, чтобы ребенок мог (хотя бы недолго) играть самостоятельно, без активного включения родителей.

6. Хорошо, если у ребенка есть опыт взаимодействия со сверстниками, если мама ходила на детские площадки или какие-либо подготовительные занятия, где в совместной деятельности помогала ребенку понять, как общаться, делиться игрушками, вместе играть с другими детьми.

7. Когда ребенок начал ходить в детский сад, важно не осуждать при нем работу воспитателей. Даже если кажется, что ребенок увлечен игрой, он слышит все интересующие его разговоры. И ему, безусловно, будет сложно уважать, слушаться и позитивно относиться к людям, которых осуждает мама.


Капризы и упрямства детей.

Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.

И все-таки причины капризов и упрямства ребенка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
3. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
7. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях,
  • когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.
  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.
  • 2. Надо хвалить:
  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
  • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  • во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
когда вы сами не в себе.
  • Дайте ребенку побыть с самим собой
  • Каприз или потребность?
  • Уделяйте ребенку внимание
  • Не кричите на ребенка
  • Не говорите просто «нет»
  • Не ущемляйте ребенка
  • Не потакайте капризам ребенка
  • Поменяйтесь местами
  • Подавайте хороший пример
  • Наказывать ли за капризы?

Упрямство – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

Проявления упрямства:

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

У ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатлениями.

Проявления капризов:

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. Нельзя хвалить за то, что:

3. Нельзя наказывать и ругать когда:

7 правил наказания:

1. наказание не должно вредить здоровью.

2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя).

3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. надо наказывать и вскоре прощать.

6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Что делать, если ребенок капризничает?

Прежде всего, научиться внешне спокойно переносить крик ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Нужно понимать, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

Если ребенок может спокойно объяснить, зачем ему нужно «то-то», то это не каприз, а потребность. Следует помнить, что потребности взрослых и детей различны в корне. И не стоит пренебрегать детскими потребностями, поставьте себя на место вашего ребенка.

Ребенку с самого начала жизни необходима родительская любовь. Однако если он окружен излишней заботой и вниманием, он бессознательно начинает злоупотреблять ими. Так, уже в конце первого года жизни его крик, плач могут означать не только то, что он хочет, есть или пить. Плач становится для него способом позвать к себе родителей, обратить на себя их внимание. В последствии это может привести к постоянным капризам.

Даже если у Вас уже нет сил, слушать крики и наблюдать безобразное поведение своего ребенка, постарайтесь сдержать себя (Вы все-таки старше) и спокойным тоном объяснить свое решение. Вы пример для своего ребенка, он копирует Ваше поведение.

Иногда бывает достаточно сложно объяснить, почему Вы не разрешаете ребенку что-либо. Достаточно распространенная ситуация: ребенок просит игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать и упрашивать, а родители раздраженно отказывают. Это в корне не правильно. Нужно объяснить почему «нет». Ваш ребенок гораздо умнее, чем Вы думаете, и он тоже имеет право знать, почему у него не будет этой прекрасной на его взгляд игрушки.

В определенном возрасте дети начинают активно познавать мир. Им интересно все, что их окружает и Ваши вещи в том числе. Постарайтесь, с самого раннего возраста объяснить ребенку что есть «свое» и «чужое». И что чужое брать не надо. Но если все же ребенок взял какую-то из Ваших вещей, не отнимайте ее у него, а предложите альтернативу. Например, ребенок взял Ваш мобильный телефон, и не хочет отдавать его обратно. Кричит и ругается с Вами – одним словом капризничает. Вы должны взять какую-либо из его вещей (игрушек) и предложить обмен. В 90% случаев ребенок соглашается. При этом не забудьте объяснить, что «это мамино» и нельзя брать это без разрешения. На этом конфликт будет исчерпан. И все остались довольны.

Иногда родители позволяют ребенку больше, чем нужно. Очень быстро ребенок начинает считать, что ему можно все. Так продолжается до тех пор, пока не поступит первый отказ. Вот тут-то и начинаются капризы истерики. Поймите, бездействие иногда хуже действия. Прощая ребенку все, Вы его балуете. Если ребенок делает, что-то что Вас не устраивает, нужно сказать ему об этом. Спокойно и обстоятельно объяснить, почему Вы не хотите, чтобы он это делал. Причем, аргументы приводить нужно действительно весомые, а не «Я сказала, не делай так!». Не делайте из себя идола.

Если Вам не нравиться, что ребенок долго смотрит телевизор, скажите ему о том, что Вы беспокоитесь за его глазки, что от телевизора они устают, и что детям можно смотреть его только чуть-чуть. В этом месте ребенок обычно начинает капризничать, но Вы как грамотный воспитатель можете предложить ему заняться чем-то другим (более интересным для него), например, поиграть вместе в его любимую игру. Но если Вы попросите его не смотреть телевизор больше, он начнет плакать и кричать, и Вы уступите, считайте что Вы «проиграли» и теперь ребенок понял, что Вас можно и не слушать, и будет Вами манипулировать.

Этот метод хорош для детишек после 3 лет. Они уже хорошо Вас понимают и смогут понять «в чем подвох». Если ребенок начинает капризничать и никакие способы это прекратить не работают, идите ва-банк. Начните копировать его. Кричите, канючьте, хватайте его за руку (не сильно), требуйте от него что-нибудь. Например, покормить его, поиграть с Вами и т.д. Ребенок не сразу поймет, в чем дело. Вам нужно сделать так, чтобы он как-бы встал на Ваше место.

Этот метод, конечно, не совсем педагогичный но, вполне действенный. Дети начинают понимать, как Вы себя чувствуете, и в следующий раз могут не начать капризничать. С другой стороны, Вы решите конфликтную ситуацию безболезненно и для Вас и для ребенка. Дети с радостью начинают ухаживать за Вами и потакать Вашим капризам. Но помните, этот метод на крайний случай. Лучше все-таки все объяснять цивилизованно, с чувством толком и расстановкой.

Если Вы сами все-время капризничаете и ругаетесь с любимым, манипулируете близкими людьми и часто кричите, не ждите, что ваш ребенок будет паинькой. Если Вы обладаете большим темпераментом, старайтесь направить его в позитивное русло. Ребенок смотрит на Вас, и как бы это не звучало банально Вы главный для него пример.

Смотря, что иметь в виду под наказанием. Если шлепать ремнем или ставить на горох, то нет, ни в коем случае! Насилие это не метод. Понравилось бы Вам, если бы муж за Ваше желание купить новую шубу, отлупил бы Вас портупей или поставил бы в угол? Смешно! Если ребенок капризничает, его нужно лишить внимания и дать понять, что Вам это не нравится, и что Вы не обязаны его слушать, пока он не начнет вести себя более благоразумно.

Между вами и ребенком есть одно большое отличие: Вы старше, а значит должны быть более сдержанны и уравновешены. Должны быть в состоянии объяснить ребенку, что он не прав и почему Вы делаете именно так, а не иначе. И тогда дети начинают вести себя также. Главное найти подход к своему ребенку, тогда и капризов станет гораздо меньше. Любите друг друга и относитесь с пониманием!


К бою готов? Определяем готовность ребёнка к школе
Интеллектуальная готовность к школе
  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.
Мотивационная готовность к школе
  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.
Психологическая готовность к школе
  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.
Социальная готовность к школе
  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.
Физическая готовность к школе
  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).
Тестирование будущего первоклассника
  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.
  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

  Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

  Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

  3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

    Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

    У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

    Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

   Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

   Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

     Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

   Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

     Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

     Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

     Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

   Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком. Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить. Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам. Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки. Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

   Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины. Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни. Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего 6 или 7 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие дети начинают обучение только после исполнения 8 лет. К этому времени все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть.

    Не стоит забывать о занятиях. Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму. Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить. Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага: компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

   Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

Если же ребенку уже 8 лет, а его характеристика готовности к школе не идеальна, то стоит разобраться в конкретных причинах и постараться решить их. Дополнительные занятия дома, специальные упражнения можно продолжать проводить. Если же у ребенка что-то не получается, то не стоит на него давить. Это может только расстроить его, он разочаруется в учебе.

  В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад. На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна. Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.


- ЦИКЛОГРАММА рабочего времени педагога-психолога на 2015-2016 год 

- ГОДОВОЙ план работы на 2015-2016 учебный год Скачать

- Годовой план работы на 2017-2018 учебный год Скачать

- Презентация на тему: "Использование ИКТ в работе с родителями"  Скачать



Игры с детьми ОВЗ  Скачать


Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 

 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.    Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

 Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

 Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

 Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ. Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

  • Диагностический.
  •  Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
  • Консультативно-проективный этап.
  •  На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
  • Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
  • Деятельностный этап.
  • В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
  • Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
  • Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.


Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Мандала – символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами.

Сейчас мандалы настолько популярны, что их не только рисуют, их плетут из ниток, выкладывают из шишек, с помощью них развивают в детях чувство гармонии, ритма и даже тренируют память.

Данный вид деятельности использую с детьми начиная с младших групп:

— предлагаю раскрашивание мандал-раскрасок;

— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала, конструктора.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Правила работы с детьми при использовании мандал-раскрасок:

1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

А чем же полезны мандалы? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?

Давайте разберёмся.

— Во-первых, конечно, развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при их строительстве. Очень важно! Если у ребёнка не получается не вылезать за край, не настаивайте! Такие занятия ведут к неврозам, а не к развитию ребёнка. Лучше отложить раскрашивание и занять другим творчеством.

— Во-вторых, тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше. Не усаживайте живчиков 3-4 лет за раскрашивание мандал.

— В-третьих, безусловно тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) — не в теории, а на практике, познают искусство орнамента.

Кстати, любая вязанная салфеточка — тоже своего рода мандала! И если у вас не лежит душа к строительству, выкладыванию или раскрашиваю мандал, просто свяжите красивую салфетку. А лет в 6-7 начните учить ребёнка вязать. Это не менее развивающее занятие! Хотя годится только для терпеливых.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.

Можно использовать мандалы и в методической работе, что способствует улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию напряженности, групповому сплочению.


IMG_7857.JPG


IMG_7879.JPG


IMG_7877.JPG


© 2013 МДОУ д/с № 21
Контактная информация

Адрес: 385774, Адыгея Респ, Майкопский р-н, Абадзехская ст-ца, Юбилейная ул, дом № 25

Телефон: 887777 5-71-45